РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗАКОЛДОВАННОЙ ШКОЛЕ

Издательство: Норинт
Серия: Мудрые науки — без назидания и скуки
Жанр: Справочники и тренировочные задания
Год выпуска: 2005
Страниц: 192
Русский язык в заколдованной школе. Книга петербургского поэта Ефима Ефимовского поможет детям лучше усвоить правила грамматики и орфографии. Автор раскрывает сложные понятия русского языка через веселый розыгрыш, не преуменьшая этим серьезности задачи обучения. Школьники найдут в книге много интересных и полезных практических заданий, а учителя — занимательные материалы для уроков русского языка.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗАКОЛДОВАННОЙ ШКОЛЕ Рис. И. Горбуновой Отрывки Содержание
О ТОМ, КАК БАБА ЯГА ЗАКОЛДОВАЛА ОДНУ ШКОЛУ… …. .
ВЕСЁЛЫЙ СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
А Азбука. Алфавит. Антонимы… … … … … … … … … … … … …
Б Безличные глаголы. Буквы большие и маленькие… … … … …
В Вводные слова. Вопросительный и восклицательный знаки…
Г Глагол. Глаголы-исключения II спряжения… … … … … … …
Д Деепричастие… … … … … … … … … … … … … … … … … … … …
Е Единственное и множественное число… … … … … … … … …
Ё «Ё» — всегда ударная… … … … … … … … … … … … … … … …
Ж ЖИ — ШИ… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …
З Звонкие и глухие согласные звуки. Знаки препинания… ….
И Имя прилагательное. Имя существительное. Имя числительное… … … … … … … … … … … … … … … … ….
Й «Й» в середине и в конце слов… … … … … … … … … … … …
К Каламбур. Корень слова… … … … … … … … … … … … … … ….
Л Лексическое значение слова… … … … … … … … … … … … … …
М Междометие. Местоимение. Метаграмма. Метафора… … ….
Н Наречие. «Не»… … … … … … … … … … … … … … … … … … ….
О Окончание. Омонимы… … … … … … … … … … … … … … …. .
П Падеж. Подсказка. Пословицы. Приставка. Причастие… …
Р Род: мужской, женский, средний… … … … … … … … … … …
С Синонимы. Слог. Суффикс… … … … … … … … … … … … ….
Т Текст… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …
У Ударение. Устаревшие слова… … … … … … … … … … … …. .
Ф Слова на букву «Ф». Фразеологизмы… … … … … … … … …
Х «Хрю- хрю» и другие звукоподражания… … … … … … …. .
Ц Гласные после «Ц»… … … … … … … … … … … … … … … … …. .
Ч ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. Час потехи… … … … … … … … … … … ….
Ш Шипящие согласные… … … … … … … … … … … … … … … … …
Щ Гласные после «Щ»… … … … … … … … … … … … … … … … …. .
Ъ «Ъ» в словах… … … … … … … … … … … … … … … … …
Ы «Ы» в чистоговорках… … … … … … … … … … … … … … … …
Ь «Ь» после шипящих… … … … … … … … … … … … … …. .
Э Слова на букву «Э». Этимология… … … … … … … … … ….
Ю «Ю» в словах после «Ш»… … … … … … … … … ….
Я Яга и её прощальное слово… … … … … … … … … … … … ….
ЭПИЛОГ, или ЧТО СТАЛО С КОЛЕЙ И ВАСЕЙ
О ТОМ, КАК БАБА ЯГА ЗАКОЛДОВАЛА ОДНУ ШКОЛУ
СОВЕЩАНИЕ В ДРЕМУЧЕМ ЛЕСУ
Как-то в домике Яги Собрались на пироги Коля — двоечник завзятый, Вася — чёрный кот усатый. (И один был, и другой Завербованы Ягой.) Вот попили и поели. Бабка речь ведет о деле: — Ну-ка, Коля, дай тетрадку! Всё прочту я по порядку. «Два» по русскому? Отлично! А за что? Проверю лично! Славно: «В гору» пишешь вместе! С мягким знаком слово «двести»! «Щука» — через букву Ю, От души благодарю! С буквой Ш я вижу «кружку», Тронул ты меня, старушку! Над тобой смеётся класс? Но зато в лесу у нас Станешь грамотней любого. Ведь у нас свобода слова! Здесь у нас и ЖИ, и ШИ Смело с буквой Ы пиши: «ШЫло», «шЫшка», «жЫр», «жЫвот»… «МышЫ», — добавляет кот. Верно рассуждаешь, Вася! А теперь скажу о классе. Мне разведка донесла, Что тридцатого числа На контрольной — семь «пятёрок»! Результат, скажу вам, горек… Если дальше так пойдёт, Наше царство пропадёт. Там, где каждый образован, Стыд-позор нам уготован. Говорю вам каждый день: Сейте скуку, сейте лень, Сейте безобразия Для разнообразия! Ну, а я вам помогу. Вы же знаете Ягу…
Ободрённый похвалой Бабы Яги, Коля пришёл домой и решил написать…
… ПИСЬМО БАБУШКЕ
Бабушка письма ждала От внучонка Коли: «Написал бы, как дела, Про отметки в школе… » Внук бумагу, ручку взял И бабусе написал.
«Саабчить тибе спишу, - Бодро начал внучек, - Я по русскаму пешу С каждным днём фсё лутче! Я с громатекай дружжу, Да исчо тибе скожу - Я атличнек в школи.
Всем превет ат Коле.
Адрис: Надиревню бабушьки».
Найди и исправь в Колином письме все ошибки
На другой день в школе, где учился Коля, случилось невероятное…
УРОК БАБЫ ЯГИ
Яга влетела утром в школьный класс: — Вести урок поручено у вас. Зовут меня, друзья, Яга Кощевна. Ходить не надо в школу ежедневно. Пришло постановление РОНО: Уроки пропускать разрешено. Что встали вы? Здороваетесь, чада? Приветствовать учителя не надо! Вчера постановлением РОНО Здороваться совсем запрещено. Сосед по парте взял твою точилку? Щипни его! И стукни по затылку - Не бойся! С разрешения РОНО! Толкаться, драться всем разрешено! Теперь диктант! Возьмите ваши ручки! На новых партах пишем закорючки! Да-да! Постановлением РОНО Испортить мебель всем разрешено. Я продиктую вам одну лишь фразу, Но, чур, друзья, запомнить её сразу: «Грамматику долой, правописание!» Нам не нужны учебники и знания! Вчера заколдовала я РОНО, Теперь и вас…
И прыгнула в окно.
С тех пор в этой заколдованной Бабой Ягой школе с каждым днём становилось всё больше и больше двоечников…
О ТОМ, КАК ПЕТЯ ОТВЕЧАЛ У ДОСКИ
Петя шёл к доске покорно… Задали вопрос про корни. — Корень — слова часть… — Какая? — В общем… словом… коренная.
В классе хохот громовой: — Зуб бывает коренной. Лошадь в тройке — коренник…
Продолжает ученик: — Корень впереди всегда… То есть сзади…
Ерунда! Ты лентяй закоренелый! Но ругать — пустое дело! Назови, - Сказал учитель, - Корень в слове «избавитель».
Петя, не наморщив лба, Сразу выкрикнул: «Изба»! Нет, — поправился: — «избав».
— Петя, в корне ты не прав! — Ну, «избави»… — Как ты мог! Думать так — избави Бог! — Ну, «избавит»…
(Кто ж избавит? Всё равно в журнал поставит Двойку жирную учитель.) Прозвенел тут «избавитель»! В этот раз беда прошла. Ну, так в чём же корень зла?
О ТОМ, КАК СЕРЁЖА СОКРАЩАЛ СЛОВА
— Ребята, я всегда спешу, Особенно, когда пишу. Пишу не «ротозей», а «рот». Пишу не «мотылёк», а «мот». «Кап» — значит «капитально». Пишу не «волосы», а «вол». Пишу не «голова», а «гол». И мне учитель ставит «кол», Что значит «колоссально»!
И другие ребята стали сокращать слова.
Бел пар. од. В тум. мор. гол. Чт. ищ. он в кр. дал.? Чт. кин. он в кр. род.?
Как ты думаешь, узнал бы М. Ю. Лермонтов своё стихотворение? А как оно называется?
О ТОМ, КАК ВОВА НАПИСАЛ ДИКТАНТ
Отец швырнул на стол тетрадь: — Диктант на полстраницы, А нём ошибок… двадцать пять! Куда ж это годится! — Да нет, ошибка здесь одна, - Вздохнул печально Вова. - Я всё списал с Головина, А надо бы… с Петрова.
Несчастья в школе продолжались. Вскоре из учебников русского языка убежали падежи, а вслед за ними все правила грамматики и правописания. Как же теперь учиться? Жил я по соседству с той заколдованной школой и решил помочь ребятам. Стал сочинять для них «Весёлый справочник русского языка». Почему веселый? Во-первых, чтобы ребята учились с удовольствием! Во-вторых, по опыту знаю, что юмор — лучшее оружие против Бабы Яги. И всё же, думаю, недооценивать такого противника было бы неправильно. И оказался прав. Узнала Баба Яга о моих планах и сказала, что в этом справочнике ей с ее помощниками тоже место найдется. И началось такое! Но давайте все по порядку. По алфавиту то есть…
«ВЕСЁЛЫЙ СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ», который автор сочинил для ребят заколдованной школы.
А АЛФАВИТ — совокупность букв данной системы письма, расположенных в определённом порядке.
АЗБУКА Аз, буки — так назывались первые две буквы старославянского алфавита, а сам алфавит — азбукой.
АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ
Замечено: кто хмур и зол, Тот не в ладах с наукою. Так начинай, дружок, с азов, Чтоб не остаться букою. Ведь люди мы, а для людей, Глагол «познать» — всего важней. И твёрдо знай: в числе простом И в букве — знаний целый том. Земля покоится на том, Сказать точнее, движется. Добра без знания не жди! Кто мыслит, тот и впереди. И неучу, того гляди, Судьба пропишет ижицу.
О каких старинных названиях русских букв напоминает это стихотворение? (Аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди, мыслете, покой, твёрдо, ижица.)
А знаешь ли ты, что и греческое слово «алфавит» составлено из названий двух букв — «альфы» и «виты»?
СЧИТАЛКА ПРО ГРЕКОВ
Раз, два, три, четыре, пять - Вышли греки погулять: Александра, Ипокрена, Диоген, Ликург, Елена, Кадм, Икарий, Василид, Марсий, Гектор, Гераклит, Зевс, Дамон и Менелай… Греков дальше называй. Начиная с «альфы», «виты», Всех расставь по алфавиту!
Выпиши имена греков в алфавитном порядке (русском алфавитном, конечно).
Ну вот, как я и предупреждал, Баба Яга проникла в мой «Справочник»! Смотри, какие она мне сказки подсунула — все перепутанные! Видать, свою азбуку составляла.
Перепутанные сказки
У Алёнушки был братец и звали его Верлиока. Унесли его гуси-лебеди к дубу, где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: «Ёрш-Ершович, помоги мне!» Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него Золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок скорлупки собирал для Кощея. Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом… Орёл прилетал и Петушок Золотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей-разбойник Терешечку принес. Устиньюшка прибегала с Финистом Ясным Соколом и Хаврошечкой. Елисей цепь разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша… на Бабе Яге!
Отгадай, из каких сказок эти герои. А заодно проверь, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту?
АНТОНИМЫ — слова, имеющие противоположное значение.
РАВНОДУШНЫЙ
Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве-государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным. Вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили. — Будь по-твоему, — говорят Чародеи, — только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным. Думал-думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно: — А всё равно мне! Так и остался равнодушный — равнодушным.
Найди в этой притче антонимы.
Б БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ — глаголы, которые обозначают действие без участия действующего лица.
В СТРАНЕ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ
Как жилось людям в этой стране? Обыкновенно жилось. В цирке им смеялось. В больнице лечилось. В кровати спалось. А за столом елось. Преступникам по ночам грабилось, а потом в тюрьмах сиделось. Министрам правилось. Влюбленным любилось. В школах училось. Ребятам ребячилось и шалилось. А чьему-нибудь отцу вечером дневник открывалось: — Что-то у меня в глазах двоится. Сын переворачивал страницу: — А здесь зато троится! Отец доставал ремень: — А надо, чтобы всюду пятерилось или, по крайней мере, четверилось! Входила мать: — Что вам так кричится? За окном смеркается. Всем детям уже спится. — А что ему хорошо не учится? Разве ему плохо живется? — ворчалось отцу. — Мне в его годы уже отцу помогалось. В поле пахалось. На рынке торговалось. — Ну почему тебе не обещается отцу хорошо учится? — матери просилось. — Обещается, — лепеталось сыну. И скоро всем уже спалось. Но назавтра в дневнике у сына по-прежнему двоилось. Потому, что за свои слова ему лично не отвечалось. Это же была Страна Безличных Глаголов.
Найди в этом тексте безличные глаголы.
БУКВЫ — графические знаки, служащие для обозначения на письме звуков.
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ БУКВЫ
В лесной школе шёл урок. — Буквы бывают большие (прописные) и маленькие (строчные) , — начал урок учитель Медведь. — С большой буквы пишется название родины — Лес — и наши имена: Медведь, Волк, Лиса… — А «заяц» с какой буквы пишется? — спросил Заяц. — Еда пишется с маленькой буквы, — оскалились хищники, и Медведь объявил перерыв на обед. Зайцы еле ноги унесли из этой школы и вскоре в Косой Балке свою открыли. — Наша родина — Лес и Поле с Капустой. Эти слова пишутся с большой буквы, — объяснял правило учитель Заяц. — А «лягушка» как пишется? — спросила Лягушка. — Всё живое, кроме Зайцев и Кроликов, пишется с маленькой буквы, — был ответ. Обиделись лягушки и стали сами своих головастиков обучать: «Болото» и «Лягушка» с заглавной буквы пишутся, а «комар» - с малюсенькой. — Ах, так! — разозлились комары и свою школу открыли. — Имя Комар с большой буквы пишется, а еда всякая, человек например, — с маленькой, — зудел учитель. — Внимание: еда! — объявил директор, и вся комариная школа бросилась на человека, который шёл по дороге, размахивая портфелем. Это был школьник, который получил двойку за то, что написал с большой буквы названия насекомых.
В ВВОДНЫЕ СЛОВА — слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Опять в «Справочник» ворвалась Баба Яга. Послушаем, что умного она нам скажет.
БАБА ЯГА И ВВОДНЫЕ СЛОВА
— Эй, послушайте Бабу Ягу, Костяную, заметьте, ногу! Те, кто свой, извиняюсь, язык Засорять, так сказать, не привык, Кто без вводных, естественно, слов Обойтись, между прочим, готов. И чья мысль, как назло, всем ясна, И чья речь, по несчастью, красна, Всем, короче, таким знатокам, Безусловно, я перцу задам! Превращу, разумеется, в жаб, Или в мерзких лягушек хотя б! Ну, а тем, кто, напротив, верны, Одним словом, с другой стороны, Идеалам, представьте, моим, То, во-первых, детишкам таким Я, представьте, два пряника дам, Что, по-моему, им по зубам, И вдобавок лесную медаль. Мне медали, поверьте, не жаль!
Найди в этом стихотворении вводные слова.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ (!) И ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ (?) ЗНАКИ
ВОСКЛИЦАЙСК И ВОПРОШАЙСК
В городе Восклицайске жили так. С утра в семьях раздавалось: «Подъем!», «Умыться!», «Поесть!», «Марш в школу!». В школе звучало: «К доске бегом!», «Отвечай!», «Садись, кол!», «Выйди из класса!», «Перестань носиться!», «Выгоню из школы!». Все мужчины в этом городе были генералами.
… На уроке в городе Вопрошайске учитель вызывал ученика: — Сколько будет дважды два? — Может быть, четыре? — робко спрашивал ученик. — Ты что, не знаешь? — спрашивал учитель. — А как вы догадались? — спрашивал ученик. — Тебе что, двойку поставить? — спрашивал учитель. — Может быть, три? — спрашивал ученик. — А пять не хочешь? — спрашивал учитель. — А вы поставите? — спрашивал ученик.
… Однажды Восклицайск напал на Вопрошайск. — Ура! — гремело под стенами. — Что за «ура»? — удивлялись в Вопрошайске. — Кто это? Город бы занят, а наутро победители спрашивали друг друга: — А зачем мы взяли этот город?
Придумай свои истории про Восклицайск и Вопрошайск.
Г ГЛАГОЛ — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.
Забросила Баба Яга отличника Гришу в страну глаголов. Думала, что ему там не поздоровится, а получилось вот что….
ГРИША В СТРАНЕ ГЛАГОЛОВ
Гриша шел по улице и с удивлением смотрел по сторонам. В этой стране у каждого были свои глаголы. У бедных: пилить, строгать, копать, штукатурить, красить… У богатых: отдыхать, веселиться, гулять… В городе было полно запрещающих табличек: «Не ходить!», «Не мять!», «Не рвать!», «Не трогать!» В тоже время, на многих домах красовались лозунги: «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!», «Твори! Выдумывай! Пробуй!» Все названия состояли из одних только глаголов. «Одеваться» — это был магазин одежды. «Обуваться» — магазин обуви. «Есть и пить» — столовая. «Плакать и смеяться» — театр драмы и комедии. Стражам порядка Гриша показался подозрительным. Поэтому его схватили и повели во дворец к королю. — Поймали. Шел, смотрел, интересовался — шпионил! Король Глаголий I даже не взглянул на Гришу: — Загадать. Не отгадает- казнить. И Грише загадали считалку из одних глаголов: вышел погулять, выбегает, стреляет, умирает.) Гриша был спасен, потому что сразу отгадал эту легкую загадку…
А ты отгадал? Если да, то вот тебе задание потруднее: найди в сказке про Гришу все глаголы и определи, на какой вопрос отвечает каждый из них.
ПРО СЕРЁЖУ
Любил Серёжа всех учить. Он трубача учил трубить. Учил он красить маляров. Супы готовить поваров. Учил портного брюки шить. А клоуна учил смешить. Учил он бабушку вязать. Котят — из блюдечка лизать. Учил он каркать двух ворон, Учил собаку лаять он. Учил он дворника мести И пастуха — коров пасти…
А в школе двойку получил. За что? За то, что не учил.
Найди в стихотворении все глаголы несовершенного вида.
ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ II СПРЯЖЕНИЯ
СКАЗКА ПРО ПРИНЦЕССУ
Жила была принцесса, которая не хотела учиться, потому что была влюблена в прекрасного принца и каждый день встречалась с ним в старом парке. Однажды король заглянул в ее дневник и пришел в ужас: семь двоек за незнание 11 глаголов-исключений. Король запер принцессу на семь замков. А прекрасный принц неустанно ждал ее в старом парке, думая, что она обиделась на него за то, что в прошлый раз он поцеловал ей руку. В отчаянии он написал принцессе записку и послал ее с почтовым голубем. Принцесса читала записку и плакала. Она выучила ее наизусть! И произошло чудо: в один солнечный день выяснилось, что все глаголы-исключения она знает на «пять с плюсом»! И, казывается, помог ей прекрасный принц!
ЗАПИСКА ПРИНЦА
Мне от вас зависеть — радость. Мной вы можете вертеть. Видеть, слышать вас — награда! Все готов от вас терпеть! Мукой было б вас обидеть! Все бы мне на вас смотреть! Гнать меня иль ненавидеть - Ваше право. Буду впредь Я в руках себя держать: Рядом с вами не дышать.
Найди в записке принца глаголы-исключения. (Смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, гнать, держать, слышать, дышать).
Д ДЕЕПРИЧАСТИЕ — неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.
Вспоминая сказку о принцессе, которая учила глаголы-исключения, автор должен признать: успехи принцессы в учебе еще не были столь блестящи, чтобы король, сменив гнев на милость, отпустил дочь на свидание с принцем. Бедной принцессе ничего не оставалось, как, прилагая старание, учить правила, выбиваться в отличницы, а страдальцу-принцу — писать ей стихотворные послания, гуляя в старом парке…
ВТОРАЯ ЗАПИСКА ПРИНЦА
Снег лежит, на солнце тая… Прилетела птичек стая, Щебеча и вереща, Пищу скудную ища. Я пишу письмо, вздыхая, Ничего о вас не зная… Имя милое шепча, Я, грустя, кормлю грача…
Найди в этой записке все деепричастия.
Принимаются заказы. Стоимость книги 100 рублей. |