ПИШИТЕ МНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗАКОЛДОВАННОЙ ШКОЛЕ

Издательство: Норинт

Серия: Мудрые науки — без назидания и скуки

Жанр: Справочники и тренировочные задания

Год выпуска: 2005

Страниц: 192

 

Русский язык в заколдованной школе.
Книга петербургского поэта Ефима Ефимовского поможет детям лучше усвоить правила грамматики и орфографии. Автор раскрывает сложные понятия русского языка через веселый розыгрыш, не преуменьшая этим серьезности задачи обучения. Школьники найдут в книге много интересных и полезных практических заданий, а учителя — занимательные материалы для уроков русского языка.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗАКОЛДОВАННОЙ ШКОЛЕ
Рис. И. Горбуновой
Отрывки
Содержание

О ТОМ, КАК БАБА ЯГА ЗАКОЛДОВАЛА ОДНУ ШКОЛУ… …. .

ВЕСЁЛЫЙ СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

А Азбука. Алфавит. Антонимы… … … … … … … … … … … … …

Б Безличные глаголы. Буквы большие и маленькие… … … … …

В Вводные слова. Вопросительный и восклицательный знаки…

Г Глагол. Глаголы-исключения II спряжения… … … … … … …

Д Деепричастие… … … … … … … … … … … … … … … … … … … …

Е Единственное и множественное число… … … … … … … … …

Ё «Ё» — всегда ударная… … … … … … … … … … … … … … … …

Ж ЖИ — ШИ… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …

З Звонкие и глухие согласные звуки. Знаки препинания… ….

И Имя прилагательное. Имя существительное.
Имя числительное… … … … … … … … … … … … … … … … ….

Й «Й» в середине и в конце слов… … … … … … … … … … … …

К Каламбур. Корень слова… … … … … … … … … … … … … … ….

Л Лексическое значение слова… … … … … … … … … … … … … …

М Междометие. Местоимение. Метаграмма. Метафора… … ….

Н Наречие. «Не»… … … … … … … … … … … … … … … … … … ….

О Окончание. Омонимы… … … … … … … … … … … … … … …. .

П Падеж. Подсказка. Пословицы. Приставка. Причастие… …

Р Род: мужской, женский, средний… … … … … … … … … … …

С Синонимы. Слог. Суффикс… … … … … … … … … … … … ….

Т Текст… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …

У Ударение. Устаревшие слова… … … … … … … … … … … …. .

Ф Слова на букву «Ф». Фразеологизмы… … … … … … … … …

Х «Хрю- хрю» и другие звукоподражания… … … … … … …. .

Ц Гласные после «Ц»… … … … … … … … … … … … … … … … …. .

Ч ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. Час потехи… … … … … … … … … … … ….

Ш Шипящие согласные… … … … … … … … … … … … … … … … …

Щ Гласные после «Щ»… … … … … … … … … … … … … … … … …. .

Ъ «Ъ» в словах… … … … … … … … … … … … … … … … …

Ы «Ы» в чистоговорках… … … … … … … … … … … … … … … …

Ь «Ь» после шипящих… … … … … … … … … … … … … …. .

Э Слова на букву «Э». Этимология… … … … … … … … … ….

Ю «Ю» в словах после «Ш»… … … … … … … … … ….

Я Яга и её прощальное слово… … … … … … … … … … … … ….

ЭПИЛОГ, или ЧТО СТАЛО С КОЛЕЙ И ВАСЕЙ


О ТОМ, КАК БАБА ЯГА ЗАКОЛДОВАЛА ОДНУ ШКОЛУ

СОВЕЩАНИЕ В ДРЕМУЧЕМ ЛЕСУ

Как-то в домике Яги
Собрались на пироги
Коля — двоечник завзятый,
Вася — чёрный кот усатый.
один был, и другой
Завербованы Ягой.)
Вот попили и поели.
Бабка речь ведет о деле:
— Ну-ка, Коля, дай тетрадку!
Всё прочту я по порядку.
«Два» по русскому? Отлично!
А за что? Проверю лично!
Славно: «В гору» пишешь вместе!
С мягким знаком слово «двести»!
«Щука» — через букву Ю,
От души благодарю!
С буквой Ш я вижу «кружку»,
Тронул ты меня, старушку!
Над тобой смеётся класс?
Но зато в лесу у нас
Станешь грамотней любого.
Ведь у нас свобода слова!
Здесь у нас и ЖИ, и ШИ
Смело с буквой Ы пиши:
«ШЫло», «шЫшка», «жЫр», «жЫвот»…
«МышЫ», — добавляет кот.
Верно рассуждаешь, Вася!
А теперь скажу о классе.
Мне разведка донесла,
Что тридцатого числа
На контрольной — семь «пятёрок»!
Результат, скажу вам, горек…
Если дальше так пойдёт,
Наше царство пропадёт.
Там, где каждый образован,
Стыд-позор нам уготован.
Говорю вам каждый день:
Сейте скуку, сейте лень,
Сейте безобразия
Для разнообразия!
Ну, а я вам помогу.
Вы же знаете Ягу…

Ободрённый похвалой Бабы Яги, Коля пришёл домой и решил написать…

… ПИСЬМО БАБУШКЕ

Бабушка письма ждала
От внучонка Коли:
«Написал бы, как дела,
Про отметки в школе… »
Внук бумагу, ручку взял
И бабусе написал.

«Саабчить тибе спишу, -
Бодро начал внучек, -
Я по русскаму пешу
С каждным днём фсё лутче!
Я с громатекай дружжу,
Да исчо тибе скожу -
Я атличнек в школи.

Всем превет ат Коле.

Адрис: Надиревню бабушьки».

Найди и исправь в Колином письме все ошибки

На другой день в школе, где учился Коля, случилось невероятное…

УРОК БАБЫ ЯГИ

Яга влетела утром в школьный класс:
— Вести урок поручено у вас.
Зовут меня, друзья, Яга Кощевна.
Ходить не надо в школу ежедневно.
Пришло постановление РОНО:
Уроки пропускать разрешено.
Что встали вы? Здороваетесь, чада?
Приветствовать учителя не надо!
Вчера постановлением РОНО
Здороваться совсем запрещено.
Сосед по парте взял твою точилку?
Щипни его! И стукни по затылку -
Не бойся! С разрешения РОНО!
Толкаться, драться всем разрешено!
Теперь диктант! Возьмите ваши ручки!
На новых партах пишем закорючки!
Да-да! Постановлением РОНО
Испортить мебель всем разрешено.
Я продиктую вам одну лишь фразу,
Но, чур, друзья, запомнить её сразу:
«Грамматику долой, правописание!»
Нам не нужны учебники и знания!
Вчера заколдовала я РОНО,
Теперь и вас…

И прыгнула в окно.

С тех пор в этой заколдованной Бабой Ягой школе с каждым днём становилось всё больше и больше двоечников…

О ТОМ, КАК ПЕТЯ ОТВЕЧАЛ У ДОСКИ

Петя шёл к доске покорно…
Задали вопрос про корни.
— Корень — слова часть…
— Какая?
— В общем… словом… коренная.

В классе хохот громовой:
— Зуб бывает коренной.
Лошадь в тройке — коренник…

Продолжает ученик:
— Корень впереди всегда…
То есть сзади…

Ерунда!
Ты лентяй закоренелый!
Но ругать — пустое дело!
Назови, -
Сказал учитель, -
Корень в слове «избавитель».

Петя, не наморщив лба,
Сразу выкрикнул:
«Изба»!
Нет, — поправился: — «избав».

— Петя, в корне ты не прав!
— Ну, «избави»…
— Как ты мог!
Думать так — избави Бог!
— Ну, «избавит»…

(Кто ж избавит?
Всё равно в журнал поставит
Двойку жирную учитель.)
Прозвенел тут «избавитель»!
В этот раз беда прошла.
Ну, так в чём же корень зла?

О ТОМ, КАК СЕРЁЖА СОКРАЩАЛ СЛОВА

— Ребята, я всегда спешу,
Особенно, когда пишу.
Пишу не «ротозей», а «рот».
Пишу не «мотылёк», а «мот».
«Кап» — значит «капитально».
Пишу не «волосы», а «вол».
Пишу не «голова», а «гол».
И мне учитель ставит «кол»,
Что значит «колоссально»!

И другие ребята стали сокращать слова.

Бел пар. од.
В тум. мор. гол.
Чт. ищ. он в кр. дал.?
Чт. кин. он в кр. род.?

Как ты думаешь, узнал бы М. Ю. Лермонтов своё стихотворение?
А как оно называется?

О ТОМ, КАК ВОВА НАПИСАЛ ДИКТАНТ

Отец швырнул на стол тетрадь:
— Диктант на полстраницы,
А нём ошибок… двадцать пять!
Куда ж это годится!
— Да нет, ошибка здесь одна, -
Вздохнул печально Вова. -
Я всё списал с Головина,
А надо бы… с Петрова.

Несчастья в школе продолжались. Вскоре из учебников русского языка убежали падежи, а вслед за ними все правила грамматики и правописания. Как же теперь учиться?
Жил я по соседству с той заколдованной школой и решил помочь ребятам. Стал сочинять для них «Весёлый справочник русского языка». Почему веселый? Во-первых, чтобы ребята учились с удовольствием! Во-вторых, по опыту знаю, что юмор — лучшее оружие против Бабы Яги.
И всё же, думаю, недооценивать такого противника было бы неправильно. И оказался прав. Узнала Баба Яга о моих планах и сказала, что в этом справочнике ей с ее помощниками тоже место найдется. И началось такое!
Но давайте все по порядку. По алфавиту то есть…

«ВЕСЁЛЫЙ СПРАВОЧНИК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»,
который автор сочинил для ребят
заколдованной школы.

А
АЛФАВИТ — совокупность букв данной системы письма, расположенных в определённом порядке.

АЗБУКА
Аз, буки — так назывались первые две буквы старославянского алфавита, а сам алфавит — азбукой.

АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ

Замечено: кто хмур и зол,
Тот не в ладах с наукою.
Так начинай, дружок, с азов,
Чтоб не остаться букою.
Ведь люди мы, а для людей,
Глагол «познать» — всего важней.
И твёрдо знай: в числе простом
И в букве — знаний целый том.
Земля покоится на том,
Сказать точнее, движется.
Добра без знания не жди!
Кто мыслит, тот и впереди.
И неучу, того гляди,
Судьба пропишет ижицу.

О каких старинных названиях русских букв напоминает это стихотворение? (Аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди, мыслете, покой, твёрдо, ижица.)

А знаешь ли ты, что и греческое слово «алфавит» составлено из названий двух букв — «альфы» и «виты»?

СЧИТАЛКА ПРО ГРЕКОВ

Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли греки погулять:
Александра, Ипокрена,
Диоген, Ликург, Елена,
Кадм, Икарий, Василид,
Марсий, Гектор, Гераклит,
Зевс, Дамон и Менелай…
Греков дальше называй.
Начиная с «альфы», «виты»,
Всех расставь по алфавиту!

Выпиши имена греков в алфавитном порядке (русском алфавитном, конечно).

Ну вот, как я и предупреждал, Баба Яга проникла в мой «Справочник»! Смотри, какие она мне сказки подсунула — все перепутанные! Видать, свою азбуку составляла.

Перепутанные сказки

У Алёнушки был братец и звали его Верлиока. Унесли его гуси-лебеди к дубу, где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: «Ёрш-Ершович, помоги мне!» Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него Золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок скорлупки собирал для Кощея. Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом… Орёл прилетал и Петушок Золотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей-разбойник Терешечку принес. Устиньюшка прибегала с Финистом Ясным Соколом и Хаврошечкой. Елисей цепь разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша… на Бабе Яге!

Отгадай, из каких сказок эти герои. А заодно проверь, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту?

АНТОНИМЫ — слова, имеющие противоположное значение.

РАВНОДУШНЫЙ

Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве-государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным. Вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили.
— Будь по-твоему, — говорят Чародеи, — только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным.
Думал-думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно:
— А всё равно мне!
Так и остался равнодушный — равнодушным.

Найди в этой притче антонимы.

Б
БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ — глаголы, которые обозначают действие без участия действующего лица.

В СТРАНЕ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

Как жилось людям в этой стране? Обыкновенно жилось. В цирке им смеялось. В больнице лечилось. В кровати спалось. А за столом елось.
Преступникам по ночам грабилось, а потом в тюрьмах сиделось. Министрам правилось. Влюбленным любилось. В школах училось. Ребятам ребячилось и шалилось. А чьему-нибудь отцу вечером дневник открывалось:
— Что-то у меня в глазах двоится.
Сын переворачивал страницу:
— А здесь зато троится!
Отец доставал ремень:
— А надо, чтобы всюду пятерилось или, по крайней мере, четверилось!
Входила мать:
— Что вам так кричится? За окном смеркается. Всем детям уже спится.
— А что ему хорошо не учится? Разве ему плохо живется? — ворчалось отцу. — Мне в его годы уже отцу помогалось. В поле пахалось. На рынке торговалось.
— Ну почему тебе не обещается отцу хорошо учится? — матери просилось.
— Обещается, — лепеталось сыну.
И скоро всем уже спалось.
Но назавтра в дневнике у сына по-прежнему двоилось. Потому, что за свои слова ему лично не отвечалось. Это же была Страна Безличных Глаголов.

Найди в этом тексте безличные глаголы.

БУКВЫ — графические знаки, служащие для обозначения на письме звуков.

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ БУКВЫ

В лесной школе шёл урок.
— Буквы бывают большие (прописные) и маленькие (строчные) , — начал урок учитель Медведь. — С большой буквы пишется название родины — Лес — и наши имена: Медведь, Волк, Лиса…
— А «заяц» с какой буквы пишется? — спросил Заяц.
— Еда пишется с маленькой буквы, — оскалились хищники, и Медведь объявил перерыв на обед.
Зайцы еле ноги унесли из этой школы и вскоре в Косой Балке свою открыли.
— Наша родина — Лес и Поле с Капустой. Эти слова пишутся с большой буквы, — объяснял правило учитель Заяц.
— А «лягушка» как пишется? — спросила Лягушка.
— Всё живое, кроме Зайцев и Кроликов, пишется с маленькой буквы, — был ответ.
Обиделись лягушки и стали сами своих головастиков обучать:
«Болото» и «Лягушка» с заглавной буквы пишутся, а «комар» -
с малюсенькой.
— Ах, так! — разозлились комары и свою школу открыли.
— Имя Комар с большой буквы пишется, а еда всякая, человек например, — с маленькой, — зудел учитель.
— Внимание: еда! — объявил директор, и вся комариная школа бросилась на человека, который шёл по дороге, размахивая портфелем. Это был школьник, который получил двойку за то, что написал с большой буквы названия насекомых.

В
ВВОДНЫЕ СЛОВА — слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Опять в «Справочник» ворвалась Баба Яга. Послушаем, что умного она нам скажет.

БАБА ЯГА И ВВОДНЫЕ СЛОВА

— Эй, послушайте Бабу Ягу,
Костяную, заметьте, ногу!
Те, кто свой, извиняюсь, язык
Засорять, так сказать, не привык,
Кто без вводных, естественно, слов
Обойтись, между прочим, готов.
И чья мысль, как назло, всем ясна,
И чья речь, по несчастью, красна,
Всем, короче, таким знатокам,
Безусловно, я перцу задам!
Превращу, разумеется, в жаб,
Или в мерзких лягушек хотя б!
Ну, а тем, кто, напротив, верны,
Одним словом, с другой стороны,
Идеалам, представьте, моим,
То, во-первых, детишкам таким
Я, представьте, два пряника дам,
Что, по-моему, им по зубам,
И вдобавок лесную медаль.
Мне медали, поверьте, не жаль!

Найди в этом стихотворении вводные слова.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ (!) И ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ (?) ЗНАКИ

ВОСКЛИЦАЙСК И ВОПРОШАЙСК

В городе Восклицайске жили так. С утра в семьях раздавалось: «Подъем!», «Умыться!», «Поесть!», «Марш в школу!».
В школе звучало: «К доске бегом!», «Отвечай!», «Садись, кол!», «Выйди из класса!», «Перестань носиться!», «Выгоню из школы!».
Все мужчины в этом городе были генералами.

… На уроке в городе Вопрошайске учитель вызывал ученика:
— Сколько будет дважды два?
— Может быть, четыре? — робко спрашивал ученик.
— Ты что, не знаешь? — спрашивал учитель.
— А как вы догадались? — спрашивал ученик.
— Тебе что, двойку поставить? — спрашивал учитель.
— Может быть, три? — спрашивал ученик.
— А пять не хочешь? — спрашивал учитель.
— А вы поставите? — спрашивал ученик.

… Однажды Восклицайск напал на Вопрошайск.
— Ура! — гремело под стенами.
— Что за «ура»? — удивлялись в Вопрошайске. — Кто это?
Город бы занят, а наутро победители спрашивали друг друга:
— А зачем мы взяли этот город?

Придумай свои истории про Восклицайск и Вопрошайск.

Г
ГЛАГОЛ — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.

Забросила Баба Яга отличника Гришу в страну глаголов. Думала, что ему там не поздоровится, а получилось вот что….

ГРИША В СТРАНЕ ГЛАГОЛОВ

Гриша шел по улице и с удивлением смотрел по сторонам. В этой стране у каждого были свои глаголы. У бедных: пилить, строгать, копать, штукатурить, красить… У богатых: отдыхать, веселиться, гулять…
В городе было полно запрещающих табличек: «Не ходить!», «Не мять!», «Не рвать!», «Не трогать!» В тоже время, на многих домах красовались лозунги: «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!», «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
Все названия состояли из одних только глаголов. «Одеваться» — это был магазин одежды. «Обуваться» — магазин обуви. «Есть и пить» — столовая. «Плакать и смеяться» — театр драмы и комедии.
Стражам порядка Гриша показался подозрительным. Поэтому его схватили и повели во дворец к королю.
— Поймали. Шел, смотрел, интересовался — шпионил!
Король Глаголий I даже не взглянул на Гришу:
— Загадать. Не отгадает- казнить.
И Грише загадали считалку из одних глаголов: вышел погулять, выбегает, стреляет, умирает.)
Гриша был спасен, потому что сразу отгадал эту легкую загадку…

А ты отгадал? Если да, то вот тебе задание потруднее: найди в сказке про Гришу все глаголы и определи, на какой вопрос отвечает каждый из них.

ПРО СЕРЁЖУ

Любил Серёжа всех учить.
Он трубача учил трубить.
Учил он красить маляров.
Супы готовить поваров.
Учил портного брюки шить.
А клоуна учил смешить.
Учил он бабушку вязать.
Котят — из блюдечка лизать.
Учил он каркать двух ворон,
Учил собаку лаять он.
Учил он дворника мести
И пастуха — коров пасти…

А в школе двойку получил.
За что? За то, что не учил.

Найди в стихотворении все глаголы несовершенного вида.

ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ II СПРЯЖЕНИЯ

СКАЗКА ПРО ПРИНЦЕССУ

Жила была принцесса, которая не хотела учиться, потому что была влюблена в прекрасного принца и каждый день встречалась с ним в старом парке.
Однажды король заглянул в ее дневник и пришел в ужас: семь двоек за незнание 11 глаголов-исключений. Король запер принцессу на семь замков.
А прекрасный принц неустанно ждал ее в старом парке, думая, что она обиделась на него за то, что в прошлый раз он поцеловал ей руку. В отчаянии он написал принцессе записку и послал ее с почтовым голубем. Принцесса читала записку и плакала. Она выучила ее наизусть! И произошло чудо: в один солнечный день выяснилось, что все глаголы-исключения она знает на «пять с плюсом»!
И, казывается, помог ей прекрасный принц!

ЗАПИСКА ПРИНЦА

Мне от вас зависеть — радость.
Мной вы можете вертеть.
Видеть, слышать вас — награда!
Все готов от вас терпеть!
Мукой было б вас обидеть!
Все бы мне на вас смотреть!
Гнать меня иль ненавидеть -
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать:
Рядом с вами не дышать.

Найди в записке принца глаголы-исключения. (Смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, гнать, держать, слышать, дышать).

Д
ДЕЕПРИЧАСТИЕ — неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Вспоминая сказку о принцессе, которая учила глаголы-исключения, автор должен признать: успехи принцессы в учебе еще не были столь блестящи, чтобы король, сменив гнев на милость, отпустил дочь на свидание с принцем. Бедной принцессе ничего не оставалось, как, прилагая старание, учить правила, выбиваться в отличницы, а страдальцу-принцу — писать ей стихотворные послания, гуляя в старом парке…

ВТОРАЯ ЗАПИСКА ПРИНЦА

Снег лежит, на солнце тая…
Прилетела птичек стая,
Щебеча и вереща,
Пищу скудную ища.
Я пишу письмо, вздыхая,
Ничего о вас не зная…
Имя милое шепча,
Я, грустя, кормлю грача…

Найди в этой записке все деепричастия.

Принимаются заказы. Стоимость книги 100 рублей.